Рис. 1 - Основные части конструкции гуслей |
Гусли: "где?" и "когда?" Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют. Обычно они выглядят так, как показано на рис. 1.
Я уверен, что история и славянских гуслей, и финского кантеле, и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неназванных мной инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о "где" и "когда" этого этапа. Но только предположений, только догадок. Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай - струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова), и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации… А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента! Финны говорят, что впервые кантеле сделал Веймемёйнен (источник "Калевала"). Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный "музыкальный лук" (примитивный народный музыкальный инструмент, известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и совершенно самобытно. Кому верить?
Оставим им эти отвлечённые от действительности споры. Лучше на примерах отдельно взятых инструментов попытаемся нарисовать общую картинку истории гуслей. Начнём с самого древнего из известных типов гуслей - с гуслей с игровым окном.
Для начала: что это за инструмент, что про него известно и откуда у меня взялись сомнения в том, что это гусли.
Где и когда. Археологи находят такие инструменты в слоях XI-XIII века. Известные мне находки были сделаны в трёх городах: Гданьск (Польша), Ополе (Польша) и Новгород (Россия). Что объединяет эти места? Все три города стоят на крупных водных торговых путях. Гданьск - на берегу Балтийского моря, Ополе - на Одре, Новгород (Великий, естественно) - на Волхове.
Рис. 2.а - Гусли с игровым окном с Новгородских раскопок, XIII век |
Рис. 2.б - Северный древний лироподобный инструмент |
Конструктивно. Конструктивно, этот инструмент, казалось бы, соответствует
определению гуслей: веер струн, колковый ряд, струнодержатель, резонатор. Присмотримся.
1) Форма
струнодержателя: перекладина струнодержателя закреплена в утицах. Это переходная форма между архаичной, встречающейся на
лироподобных смычковых и щипковых (перекладина струнодержателя держится на кожаных ремешках,
закреплённых на корпусе), и более поздней формой струнодержателя, уникальной гусельной, не
встречающейся на других музыкальных инструментах (деревянная скоба с перекладиной
струнодержателя - рис. 1).
2) Колковый ряд: расположен под углом к
струнодержателю, постепенно укорачивая струны от басов к верхам (в отличие от лироподобных
инструментов, где длина всех струн относительно равная). Колковый ряд не во всех экземплярах
расположен по прямой линии, часто изогнут дугой. Очень сильно напоминает колковый ряд шлемовидный
гуслей (уже распространённых в рассматриваемые XI-XIII вв.).
3) Веер струн: типичный гусельный, т.е. струны идут не
параллельно, а расстояние между струнами ближе к колкам увеличивается.
4)
Корпус и резонатор: корпус долблёный, закрыт со стороны струн резонаторной
доской, но резонатор не доходит до колкового ряда. Между корпусом и колковым рядом
находится область игрового окна. Она достигает в отдельных экземплярах 1/3 длины
струны. Эта конструктивная особенность присуща лирам, но не гуслям. Однако в отличие
от многих лироподобных инструментов, вирбельбанк (уплотнение для вкручивания колков) и
опоры вирбельбанка (стороны игрового окна) являются частью корпуса (сделаны с корпусом
из одного куска дерева).
Выводы и предположения. Очень напрашивается предположение о том, что гусли с
игровым окном это потомок северных лироподобных инструментов (того же типа, что и приведённый
на рис. 2.б инструмент). Легко проследить эту эволюцию: со временем
гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) вытесняет лирную (вертикальную).
По археологическим находкам просматривается, что со временем роль окна уменьшается, оно
приобретает больше декоративное значение и, наконец, гусли с игровым окном исчезают совсем,
уступая своё место крыловидным гуслям, просуществовавшим уже в неизменном виде в народной
традиции до XX века.
Были ли такие гусли на Беларуси? Скорее всего были. Прямых указаний на это
нет, зато есть косвенные. Первое упоминание о гуслях на беларуских землях датируется XII веком
(в работах Кириллы Туровского, и то, что имелись в виду именно гусли, а не любой другой
инструмент, названный этим "универсальным словом" ясно из контекста). Это могли быть
либо гусли шлемовидные, либо с игровым окном. Только эти типы гуслей существовали в XII веке.
Где бы гусли с игровым окном на Беларуси могли встречаться? По аналогии с городами: Новгород, Ополе,
Гданьск, - в Беларуси это могли бы быть города на берегах судоходных рек, торговых путях: Днепр,
Западная Двина, Припять, Неман, Буг.
Итак, гусли или лира? Сомнения, как вы видите, вполне обоснованные. То, что
этот инструмент - переходный этап между гуслями и лирой, для меня очевидно. Конструктивно и
по звучанию - это всё-таки лира, но по репертуару и техникам игры - гусли. Т.к. однозначно
называть этот инструмент лирой не получается, рекомендую называть гуслями,
однако всегда выделяя их при этом в отдельный класс и подчёркивая наличие игрового окна.
Рис. 3 - Шлемовидные гусли |
Где и когда? Тут сведения сплошь косвенные. Археологических находок очень мало. Все
известные мне находки - Новгородские. Основным косвенным источником, подтверждающим
существование этого инструмента, являются изображения в рукописях и храмах. Большинство изображений
гуслей в этих источниках, с той или иной степенью достоверности, - изображения именно шлемовидных гуслей.
Известна буквица "Д"
Новгородского служебника с изображением царя Давида, играющего на таких гуслях.
Может, поэтому у меня
проскакивает ассоциация именно со шлемовидными гуслями, когда я встречаю цитаты из работ церковных
деятелей про запрещение в храмах "в гусли гудеть"...
Статья в разработке...
Рис. 4 - Гусли без открылка. Кантеле (фин.), кокле (лат.) и др. названия. |
Где и когда? "Когда" - со времени исчезновения в гуслях-лирах игрового окна и
практически по наши дни. "Где" - во всех странах, в которых распространены гусли. Этот этап
эволюции и у гуслей, и у финских кантеле, и у латышских кокле, и у эстонской каннели, и т.д.
по списку - уже доказан реально существующими по сей день инструментами. Касательно современных
народных инструментов такая форма типична больше для прибалтийских и скандинавских гуслей.
Конструктивно. Конструктивно, этот инструмент, появляется как отдельная разновидность
гуслей, тогда, когда гусли для игры уже однозначно кладутся на колени музыканта. Игровое окно постепенно
исчезает за ненадобностью, колковый ряд выстраивается в прямую линию, и колки верхних струн всё ближе
и ближе подбираются к струнодержателю. Утицы (для крепления струнодержателя) просуществовали некоторое
время и на таких гуслях, но постепенно уступили своё место деревянным скобам с перекладиной
струнодержателя.
Почему "кантеле"? В принципе (да простят учёные мужи такое обобщение), гусли и кантеле - два
названия одного и того же инструмента, пережившего и в Прибалтике, и в Скандинавии, и в России, и
в других европейских странах, свои уникальные этапы эволюции. И по причине многообразия видов каждого
названия и многообразия названий каждого вида, показать конкретный инструмент и сказать: "вот это - гусли", показать другой: "вот это -
кантеле", - невозможно. Но в литературе, вопреки здравой исследовательской логике, такой шаг всё-таки был
сделан. Получилось это случайно, но эффект мне нравится. Дело в том, что кантеле, стараниями
отечественных переводчиков, стало названием не менее популярным, чем гусли. Сами носители языков,
в которых словом "кантеле" называются всякие гуслеподобные инструменты, акцентируют необходимость
применения этого термина к их собственным национальным инструментам. И вот как раз такие гусли без
открылка составляют основной процент этих "кантеле". А так как хороших, "раскрученных" терминов
не хватает, то почему бы не воспользоваться тем, который и искать не надо. Кажется, объяснил. Я полностью за то, чтобы
закрепить термин "кантеле" за инструментами без открылка. Т.е. если гусли с игровым окном смело можно
назвать "гусли-лира", и все поймут, - то гусли без открылка с таким же успехом могут назваться
"гусли-кантеле" или просто "кантеле".
Рис. 5 - Крыловидные гусли. Куокле (куоклес) |
Где и когда? Эти гусли были распространены начиная с XIV-XV вв. в Латгалии (совр. Латвия),
Новгородщине и Псковщине (совр. Россия) о других регионах ничего с уверенностью сказать нельзя, хоть и
хочется. Этот инструмент считается самым часто встречающимся, из сохранившихся по сей день в народном быту
гуслей.
Конструктивно. Как ясно из названия, этот инструмент отличает наличие открылка.
Открылок - тонкая часть корпуса, выступающая за колковый ряд. Открылок - дополнительная "площадка"
для отражения звука, дополнительная резонирующая дека (хоть и некорректно применять термин "дека"
к открылку, зато понятно объяснил). Благодаря открылку эти гусли ощутимо громче и резче, чем, например,
гусли-кантеле. Открылки бывают разных форм и размеров, и даже если эта площадочка открылка всего 1-2
сантиметра шириной - даже тогда уже целесообразно называть её открылком.
Почему "крыловидные"? Термин "крыловидные" гордые знатоки языков расшифровывают
как "в виде (форме) крыла". И под это определение попадает всё, что у исследователя ассоциируется с
крылом. Это напоминает известный анекдот про Вовочку, у которого всё ассоциируется с голыми женщинами.
Гораздо логичнее закрепить термин крыловидный за гуслями с открылком или не использовать его как термин
вовсе, а то по мере использования он всё больше напоминает обычный гусельный эпитет, такой как
"звончатые" или "яровчаты".
Почему проскакивает название "куоклес"? "Куоклес" так называют свои гусли латыши (латгальский
язык; по латышски будет - коклес). Одним из основных видов латышских гуслей являются именно гусли с открылком.
Особенно когда русские начинают грызню из-за термина "крыловидные", который часто применяется чуть ли не ко
всему, на что струны натянуты, всегда можно пояснить, что речь идёт о куоклес или латгальских гуслях - и тебя поймут.
Алесь Чумаков. Минск. 2004 год.
1. Malinowski, Tadeusz. Instrumenty strunowe z badań archeologicznych w Polsce - przegląd znalezisk. - Przegląd Archeologiczny, Vol. 44, 1996, pp. 139-148.
2. Muktupavels, Valdis. Musical Instruments in the Baltic Region: Historiography and Traditions // The World of Music. - http://www.lmuza.lv/mukti/BalticMI.htm.
3. Muktupāvels, Valdis. Skaņurīku ābece. Latvian Musical Instruments. - Stokholma - Rīgā, 1991. - 56 с., ил.
4. Priedīte, Īrisa. Latviešu tautas māzikas instrumenti. Prospekts. - Rīgā: Latvijas Etnogrāfiskais brīvdabas muzejs, 1978. - 24 lpp., il.
5. Priedīte, Īrisa. Ko spēlēja sendienās. - Riga: Zinātne, 1983. - 117 lpp., il.
6. Tõnurist Igor, Karras Pille. Kuuekeelne kannel: noodikogu. - Viljandi: Viljandi Kultuurikolled, 2001. - 40 с., ил.
7. Saha Hannu. The Kantele - from Epic to Eclectism // Finnish Music Quarterly, 2/1998.
8. Tamboer, Annemies. Dźwięki z przeszłości: Archeologiczne instrumenty muzyczne na przestrzeni wieków. - Museum narodowe w Poznaniu, 1999.
9. Бычков В.Н. Струнные (щипковые) инструменты (с. 126-141) // Музыкальные инструменты. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 176 с., ил. - ("Основы хужожественного ремесла").
10. Гаджиева А.А., Кошелев В.В. По следам коллекции Н.И.Привалова (с. 115-118) // Музыка Кунсткамеры: материалы первой инструментоведческой научно-практической конференции - СПб., 2002. - 270 с., ил.
11. Мехнецов А.М., Кошелев В.В., Лобкова Г.В. Гусли - русский народный музыкальный инструмент: каталог выставки. - СПб.: Фольклорно-этнографический центр, 2003. - 112 с., ил.
12. Назина И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные. - Мн.: Наука и техника, 1982. - 120 с., ил.
13. Поветкин В.И. Новгородские гусли и гудки. Опыт комплексного исследования. - http://www.soros.novgorod.ru/projects/Toolkit/mrest.htm.
14. Поветкин В.И. О происхождении инструментальной коллекции Новгородского центра музыкальных древностей (с. 229-234) // Музыка Кунсткамеры: материалы первой инструментоведческой научно-практической конференции - СПб., 2002. - 270 с., ил.
15. Прывалаў Н.І. Народныя музычныя інструменты Беларусі. - ?., 192?.
16. Тихова А.В. Гусли звончатые Валерия Тихова. Жизнь, творчество, наследие мастера - СПб.: "ЛИК", 1999. - 80 с., ил.
17. Фаминцин А.С. Скоморохи на руси: Гусли - русский народный музыкальный инструмент. - СПб., 1890.
E-mail для контактов: edellin@mail.ru |