Терминология

Насколько серьёзно можно воспринимать информацию с этой страницы? Сразу поясню, что эта терминология - только предлагаемая мной и не одобренная ни другими мастерами, ни другими исследователями. Другой вопрос, что моей отсебятины тут практически нет - все термины взяты из научной гусельной литературы. Плюс здесь учтены высказанные вслух пожелания участников конференции "Гусли - русский народный музыкальный инструмент", Санкт-Петербург, 2003. Приведённая терминология, даже избранно, не является общепризнанной - её разработка ведётся до сих пор. Я считаю эту страницу своеобразной научной работой. Рекомендую относиться к ней с долей критики, но всё же как к научной информации.

По какой причине появилась эта страница? На вышеупомянутой конференции обсуждалась проблема сложности стыковки гусельной терминологии в различных языках. Я столкнулся с этой проблемой при создании своего сайта. Иного выхода избежать путаницы даже в своих собственных интернет публикациях, кроме как составить подобную страницу, - я не вижу. Стыковка разных языков - это во-первых, а во-вторых, - за систематизацию всего многообразия гусельной терминологии, увы, до сих пор ещё никто не брался.

1. Элементы конструкции

Выберите термин из списка:


вирбельбанк (транслитерация с немецкого)

 Wirbelbank - термин немецкого происхождения
 pin board - дословный перевод с немецкого
 вірбельбанк - транслитерация с немецкого

Термин предложен В.В. Кошелевым (СПб). Аналогов в русском и беларуском языках нет. А англичане пусть разбираются со своим языком сами. В немецком языке этот термин давно используется в связи с музыкальными инструментами, поэтому считаю целесообразным заимствовать этот термин из немецкого языка, одновременно решая проблему стыковки терминологии разных языков.

Вирбельбанк обычно реализован в корпусе как специальная область фиксированной толщины (1,5-3 см) с просверленными в ней отверстиями для вкручивания колков.

голосная доска (дека)

 sound board - распространённый английский термин
 skaņu dēlis - латышский термин
 галасная дошка (дэка) - встречается в беларуском языке

Термин "голосная доска" во всём соответствует термину "дека". Во избежании неразберихи в терминах рекомендую термин "дека", как наиболее "раскрученный".

голосники

 resonator holes - перевод термина на английский язык
 skaņu caurumiņi - латышский термин
 галаснікі - беларускі этнаграфічны тэрмін

Более научный, но менее применяемый вариант термина - "резонаторные отверсия".

Голосники бывают как специально сделанные мастером, так и натурального происхождения (выпавший сучок). В случае натурального - их расположение как правило случайно. Обычные же голосники - сделанные мастером - как правило располагаются на деке (корпусе, когда дека находится с тыльной стороны корпуса) под струнами. Выбирая место и порядок размещения голосников на деке мастер производит балансировку (на свой вкус), звука от вибрации струн, проникающего через голосники в корпус - с одной стороны, и открытого звука, выходящего через голосники, отражённого и усиленного внутри корпуса - с другой. Форма голосников - для каждого типа инструмента (век, страна) поддаётся систематизации лишь стилистически, на самом же деле она настолько многообразна, что жёстких правил тут нет. Отмечу лишь, что были гусли и без голосников, были гусли с голосниками в виде одного крошечного отверстия, в виде геометрического узора из маленьких отверстий, крестиков, кружочков, цветочков - чего угодно любых форм и размеров.

дека (голосная доска)

 sound board - распространённый английский термин
 skaņu dēlis - латышский термин
 дэка (галасная дошка) - встречается в беларуском языке

С этим термином наблюдается некоторая неразбериха. Я встречал даже вариант "крышка", звучавший из уст довольно серьёзного исследователя. Всё-таки термин "дека" более распространённый и понятный, оговаривая только, что дека - это отдельная доска - не часть корпуса.

Дека может закрывать корпус с лицевой стороны, может с тыльной, известны даже случаи, когда дека закрывала корпус с верхней или нижней стороны корпуса. Толщина деки - в пределах 3 - 6 мм - постоянная или уменьшается от нижней стороны корпуса (где наиболее длинные струны) к верхней. Дека может быть накладной (левый рисунок) - когда дека склеивается с корпусом наложенная сверху или "вкладыш" (правый рисунок) - когда дека утапливается в корпусе приклеиваясь или опираясь на пазы.

колки

 pins - распространённый английский термин
 Wirbel - (нем.) колок
 stīgu tapiņas - латышский термин
 калкі - но возможны и другие варианты

С этим термином проблем, кажется, нет. Он интуитивно понятен всем и каждому.

В гуслях колки бывают двух видов: деревянные и металлические. На рисунках изображены обычные деревянные колки. Как правило деревянные колки посажены в корпус на конус, поэтому даже срабатываясь со временем они хорошо держат натяжение струн, - вкручиваясь глубже. Лучший вариант для деревянных колков: колки из твёрдых пород дерева, а вирбельбанк (корпус - в случае долблёных гуслей, когда вирбельбанк - часть корпуса) из мягких. Например вирбельбанк - ель или сосна, а колки - ясень, дуб или можжевельник.

колковый ряд

 pin line - перевод на английский
 skaņu tapiņu rinda - латышский термин
 калковая лінія - но возможны и другие варианты

Термины "колковый ряд" и "линия колков" легко заменяются термином "вирбельбанк". Поэтому используется термин "колковый ряд" как правило только для наглядности...

Ещё про колковый ряд стоит написать, что со второй половины второго тысячелетия колковый ряд практически всегда выстраивается в прямую линию. В беседе на тему расположения колков А.М.Мехнецов (Фольклорно-этнографический центр, СПб) категорически утверждал: этнографические русские гусли - только прямая линия колков.

корпус

 body - распространённый английский термин
 Körper - немецкий термин
 kokles korpuss - латышский термин
 корпус - беларуский вариант

Термин "корпус" выбран как меньшее из зол. Потому как называли несчастную деталь то "ящиком", то "корытом", то ласково, любовно, так, - "корытцем"... Смех. Вся серьёзность и уважение к инструменту улетучивается.

Про корпус могу привести слова финского исследователя Ханну Саха: "каждый мастер добавлял что-то от себя, как это всегда бывает в народных ремёслах". Не бывает двух одинаковых корпусов даже у одного и того же мастера. Бывают некоторые схожие черты, конструктивные элементы.

открылок

 wing-like element (wing) - перевод
 kokles spārns - латышский термин
 крыло (адкрылак) - беларуский вариант

Открылок представляет собой часть корпуса (иногда продолжение лицевой деки), выступающую за линию колков. Открылок способен серьёзно обогатить и усилить звучание инструмента. Часто у гуслей со сборным, не долблёным, корпусом не бывает открылка. Кантеле, как правило, тоже не имеет открылка.

В русской традиции иногда на месте открылка можно встретить дополнительный резонатор, выступающий также, как и открылок, за линию колков.

"Открылок" - термин, предложенный А.М.Мехнецовым, - пережил уже несколько публикаций и был тепло воспринят нашим "гуслярским братством". Также встречается термин "окрылок" (в публикациях В.И.Поветкина), а чаще в народе - просто "крыло". В России прижились термины "открылок" и "окрылок", а не "крыло", потому как русские исследователи в основной своей массе говоря "крыловидные гусли" подразумевают, что "крыло" - это форма самого инструмента, а не какая-то его конструктивная часть. Пусть будет так.

Хотя вопрос довольно спорный, ведь термин "крыло" - народный, этнографический, а в Латвии, например, вообще повсеместно используется в литературе о латышских кокле. Заменить прижившийся термин "крыло" на термин "открылок", тем же латышам абсолютно чуждый и непонятный, невозможно. Остаётся только пояснять: "говорим крыло - подразумеваем открылок" и наоборот.

пятка

 stock - технический перевод
 пятка - беларуский вариант

Термин "пятка" я перенял от А.М. Мехнецова (СПб) как распространённый этнографический. Более научно эта деталь называется "колодка струнодержателя".

Конструктивно пятка необходима для прочности инструмента, если пятка будет маленькой или неудачно выбранной формы, инструмент может со временем пойти трещинами или просто "сложиться" под силой натянутых струн.

струнодержатель

 stīgu turētājs - латышский термин
 струнатрымальнік - перевод с русского

На рисунках струнодержатель показан в виде металлической скобы. Возможны и другие варианты струнодержателей. Скоба - один из наиболее поздних. Бывают ещё стойки струнодержателя, накладные, утопленные, или часть корпуса. Бавают утицы - когда деревянные стойки-крючки цепляются за деку... Встречаются и другие варианты.

Термин "струнодержатель" очень распространён, но есть путаница в его использовании. Струнодержателем называют то сам металический стержень, за который крепятся струны, то систему крепления этого стержня, то весь комплекс крепления струн в области пятки. Я предлагаю термином "струнодержатель" обозначать перекладину, на которой держатся струны, либо применять более расширенные понятия, например: "перекладина струнодержателя", "скоба струнодержателя", "область струнодержателя" и т.д.

Перекладина струнодержателя может быть не только металлической: встречаются и деревянные, и костяные.

На странице использованы чертежи гуслей Т.Г. Шубина
Алесь Чумаков. Минск. 2004 год.

Rating All.BY Находится в каталоге Апорт




E-mail для контактов: edellin@mail.ru
Узнать больше о беларуской гусельной музыке
можно на сайте группы средневековой беларуской музыки
Стары Ольса: staryolsa.com.


Hosted by uCoz