Беларуская версія
English version
Wersja polska

Мастерская

О мастере. Моё имя Алесь Чумаков. Мне 24 года. Уже несколько лет я занимаюсь изготовлением гуслей, изучением истории этого инструмента, теории и практики гусельного мастерства. Мой учитель Змитер Сосновский, руководитель группы средневековой музыки "Стары Ольса", музыкант, историк, один из учеников известного латышского мастера музыкальных инструментов Донатса Вутинса (Donats Vucins). Необходимое количество работ я выполнил под руководством Змитера, сейчас изготавливаю гусли самостоятельно.

Летом 2004 года взял в ученики Алеся Сурбу. С 2005 года работаем над инструментами вместе.

Заказать инструмент. По договорённости мы можем изготовить любой из типов гуслей, описанных на сайте, как на этой странице, так и на любой другой странице сайта. Всячески будем содействовать беларуским фольклорным коллективам и сольным исполнителям из Беларуси в целях возрождения традиции и интереса к инструменту у нас на Родине.


Фото и описание некоторых работ мастерской


10-струнные кантеле. Этот инструмент вобрал в себя черты кантеле, кокле и канклес одновременно, плюс у него сдвоенные струны (поздняя цитровая традиция) - 5 хоров по 2 струны. Гусли со сдвоенными струнами встречаются в традиция разных народов в XIX-XX веках. Звук очень народный, очень этнографический. Слушаем. Это нечто. Поставил бы мне раньше кто-нибудь, что так бренчать и гудеть могут маленькие гусельки - я бы не поверил.

Корпус - ель. Колки - дуб. Струны металлические.


7-струнные крыловидные гусли. Этот инструмент вобрал в себя черты традиционных гуслей Витебщины (коллекция Е.Р. Романова). В Латгальской традиции, крыло такой формы изредка встречалось наряду с традиционным привычным нам крылом.

Корпус - ель. Колки - дуб. Струны металлические.

Строй: c1, d1, e1(eb1), f1, g1, a1(ab1), c2.

Плетёный пояс используется в качестве ремня для игры стоя. Это тоже часть традиции.


15-струнные крыловидные гусли. Этот инструмент сделан с использованием элементов псковской и новгородской гусельной традиции. Всё кроме количества струн - традиционно. Главная, скорее проблема, чем достоинство, этого инструмента - большое количество струн. 15 струн - скорее исключение, чем правило. Мне не попался ещё ни один гусельный наигрыш, который требовал бы для исполнения 15 струн. Инструмент громоздкий и сложный в освоении. Все эти недостатки с трудом компенсирует большое крыло, усиливающее звук и придающее ему басовый тембр.

Корпус - ель. Колки - дуб. Струны металлические, первые три - в медной обмотке (басы).

Строй: c0, g0, a0, c1, d1, e1, f1, g1, a1, b2, c2, d2, e2, f2, g2.

Эта работа почти полностью выполнена без моего вмешательства моим учеником Алесем Сурбой.


10-струнные крыловидные гусли - реконструкция гуслей Витебской губернии рубежа XIX-XX вв. Реконструкция сделана на основе информации об инструментах из коллекций Н.И.Привалова и Е.Р.Романова. Реконструкция покрытия: вощение. Корпус - ель. Колки - дуб. Струны металлические, первые две - в медной обмотке (басы).

Особенности этой, слегка изогнутой формы инструмента: чуть лучше подзвученые басы (за счёт смещения басовых струн вглубь корпуса), удобство размещения рук, и сочные призвуки от эстетически гармонично увеличенного крыла.

Строй: g0, a0, c1, d1, e1, f1, g1, a1, b1, c2.

Очень рекомендую послушать примеры звучания этого поистине чудесного инструмента.


5-струнные кантеле. Этот тип гуслей известен во всех прибалтийских странах и Финляндии, как одна из самых ранних форм долблёных гуслей. Вероятно, что такие гусли существовали на Беларуси, но сведений про это не найдено. Первые археологические находки гуслей такого типа датируются XVI веком (Финляндия). Но в уверенностью сказать, что гусли такого типа моложе крыловидных или шлемовидных - нельзя.

На таких гуслях могло быть от 5-ти до 9-ти струн. Если больше 9 струн - получаем принципиально другой звук, другую традицию музицирования и другую технологию изготовления, пусть внешняя схожесть с инструментом на фото и остаётся.

Материал корпуса - берёза, материал деки (голосной доски) - ель.


6-струнные кантеле. Инструмент сделан по мотивам народных финских инструментов с характерными формами долблёного корпуса, струнодержателя, декоративного завитка. Тыльная сторона - округлая.

Манеры игры. Первая возможная - это обычная, где левая рука глушит струны, а вот вторая возможная манера игры - характерная именно для таких инструментов - обе руки играют мелодию, перебирая струны, причём в каждом аккорде каждому игровому пальцу соответствует своя струна (обычно используются большой, указательный и средний пальцы обеих рук).

К инструменту на фотографии был сшит мягкий трёхслойный чехол (кожзам/поролон/подкладка) с ремнём и ручкой для переноски. Такой чехол помогает уберечь инструмент в дороге от ударов, влажности и холода. А в хранении - от самого главного врага всех музыкальных инструментов - от пыли.


6-струнные кантеле. Это такие же кантеле, что и в предыдущем примере, за небольшим отличием.

На этом экземпляре был проведён эксперимент. В книге А.С.Фаминцына было приведено изображение архаичных гуслей (фото инструмента из Санкт-Петербургской коллекции), на которых не сохранилось струн, но реставраторы оставили колок в декоративном завитке, в дополнение к колкам, которые размещены по границе корпуса (линия колков). Обычно завиток в гуслях такого типа не используется совсем, или через отверстие в нём протягивается шнурок или пояс, чтобы играть стоя, или чтобы вешать инструмент на стену.

В этих гуслях я попробовал натянуть дополнительную, шестую, наиболее длинную струну (бас) к колку, который вкручен в декоративный завиток. Никаких сведений про то, что это типичное явление, нет. Однако такие гусли встречались. И, как результат эксперимента, играть на таком инструменте приятней, чем на гуслях с басом обычной длины. Известно, что чем длинней бас, тем больший смысл приобретает его наличие.


8-струнные кантеле. Инструмент сделан с учётом особенностей формы, тембра и манеры игры на гуслях, встречавшихся в Витебской области (совр. Беларусь) по XIX - нач. XX века. Нижняя граница этого периода неизвестна, хотя ссылаясь на мнение Н.И.Привалова, эту границу теоретически можно поставить чуть ли не на период переселения славян (верхняя граница: VI-VII вв.).

Не доказано, что кантеле были распространены на территории Беларуси, но перенесение особенностей крыловидных гуслей на кантеле можно считать хорошим экспериментом. Вполне жизнеспособным.

К этим гуслям вполне применим эпитет "звончатые", потому что гусли настроены очень высоко (c#2 - d3) и натяжение металлических струн этих гуслей сравнительно большое. Строй: c#2, e2, f#2, g#2, a2, h2, c#3, d3.

Манера игры описана у Привалова: играют сидя, гусли прислонены к животу (колки слева, наиболее длинная струна внизу). Левая рука глушит струны. Правая "выщипывает" либо "бряцает".


13-струнные кантеле. Вероятность существования таких гуслей описана в работах Н.Привалова.

В качестве эксперимента по выбору материала для гуслей, эти гусли сделаны из берёзы. Берёза более плотное дерево и инструмент выходит более тяжелым. Берёза придаёт инструменту своеобразный тембр, хотя звучит в основном еловая дека. В этой модели никакого смысла в наличии "крыла" попросту нет, потому как "крыло" должно быть легким и усиливать звук.

Потому как настолько большое количество мелодических струн в народной музыке явление абсолютно бесполезное, в модели на фотоснимке целых 4 струны играют роль баса. Т.е. это более низкие струны, которые звучат всегда, или почти всегда, т.е. "бурдоны" или "гуки" (бел. нар. название). Известно, что старинная балтская музыка была бурдонной. Также известно, что у дуды (бел. нар. название беларуской волынки) бывало до 8-ми бурдонов. Однако неизвестно, сколько из них звучало одновременно. Для гуслей я остановился на цифре 4. Это удобно и приятно.


7-струнные лирообразные гусли (гусли с игровым окном). Есть основания считать, что гусли такого типа были известными на пути "из варягов в греки" на протяжении IX-XIV веков. Пока прямые сведения об их существовании найдены только в Новгороде (Россия), Гданьске и Ополи (Польша). Я считаю, что этот инструмент не мог обминуть такие культурные центры, как Киев и Полоцк. Этот список городов можно расширять дальше, но поручим это археологам. Если есть сведения о существовании гуслей на территории Беларуси ещё в XII в. (Н.Привалов), то вероятно, что это могли быть гусли либо шлемовидные, либо и игровым окном.

Немного об инструменте на фото. Инструмент схожий с этим был найден в Новгороде в слоях XIII в. 7 струн, одна из них бурдонная с обмоткой, строй остальных (стальные) - диатонический. По мнению В.И.Поветкина использование металлических струн полностью обоснованно и подтверждено археологическими находками и экспериментальной археологией. На декоративном завитке вырезаны две птицы, похожие на птиц с Новгородской находки.

Вероятные техники игры: 1) гусли держат вертикально, правая рука выщипывает либо бряцает, левая рука через "окно" глушит струны не входящие в аккорд и защипывает эти же струны по необходимости; 2) гусли держат вертикально, правая рука ведёт мелодическую партию, левая - ритмическую бурдонную через игровое окно на первой струне; 3) гусли ставят на колени тыльной стороной к животу, правая рука выщипывает либо бряцает, левая рука сверху глушит струны не входящие в аккорд и защипывает эти же струны по необходимости, "окно" не используется.


9-струнные лирообразные гусли (гусли с игровым окном). На фото изображена ещё один мой инструмент из серии работ по мотивам новгородских археологических находок. Эти гусли - реконструкция гуслей - находки XIII века.

Количество и расположение голосников и строй инструмента - мой вклад в реконструкцию - выбраны, исходя из известных более поздних народных аналогов. Дека в археологическом оригинале не сохранилась, поэтому не известно, были ли вообще голосники. Я провёл эксперимент, выполнив три аналогичных работы, различавшихся только количеством и формой голосников: 1) без голосников, 2) с одним круглым голосником с диаметром отверстия 4 мм, 3) с одним центральным (6 мм) и восьми равноудалёнными (4 мм) голосниками - этот инструмент.

Инструмент представленный на фото - наиболее громкий и обладает самым богатым тембром (у вас есть возможность прослушать пример звучания). Возможно, что, вопреки распространённому мнению, голосники на лирообразных гуслях всё-таки были.


10-струнные крыловидные гусли. Инструмент сделан по латгальской традиции. Такие гусли известны с XIV века (Новгородские раскопки) по сей день сохранились в народной традиции в Латгалии (Латвия), и России (Новгородская и Псковская области). Были распространены в Беларуси (Витебская область), но в первой половине XX века традиция прервалась.

Манера игры описана у Привалова: играют сидя, гусли прислонены к животу (колки слева, наиболее длинная струна внизу). Левая рука глушит струны. Правая "выщипывает" либо "бряцает".

Открылок служит для того, чтобы удобнее расположить левую руку, для усиления звука, для придания дополнительной "прелести" к тембровой окраске звука.

К инструменту на фотографии был сшит мягкий трёхслойный чехол (кожзам/поролон/подкладка) с ремнём и ручкой для переноски. Такой чехол помогает уберечь инструмент в дороге от ударов, влажности и холода. А в хранении - от самого главного врага всех музыкальных инструментов - от пыли.


7-струнные крыловидные гусли. Такой же инструмент, что и в предыдущем случае, только с меньшим количеством струн.

Я выбрал для таких гуслей настройку без бурдона, т.е. все струны с первой по последнюю выстраиваются в диатоническую гамму.

Уменьшение числа струн не сильно сказывается на возможностях инструмента, но сильно упрощает игру на нём. Эти гусли - идеальный вариант для начинающего музыканта-"гусляра".


5-струнные "карманные" кантеле. На создание такого миниатюрного инструмента меня сподвигло знакомство с финской мифологией, в которой кантеле - сопровождает путешественников. Плюс довольно давно хотелось сделать такие гусли, которые можно было бы легко всегда носить при себе. Эти гусли легко помещаются в нагрудном кармане куртки/пиджака.

Строй: g2, a2, h(или hb)2, c3, d3.


3-струнный гудок. Реконструкция смычкового музыкального инструмента, XIII-XIV век, Псков, Новгород.

Считается что этот раннеславянский музыкальный инструмент общий для всех восточных славян. Первые упоминания: V-VI вв. н.э.

Одна мелодическая струна, две бурдонных. Техника игры: инструмент ставится на колени вертикально, правая рука водит смычок, левая приставляет пальцы к мелодической струне (слегка касаясь).


E-mail для контактов: edellin@mail.ru.

Алесь Чумаков. Минск. 2005 год.

Rating All.BY Находится в каталоге Апорт




E-mail для контактов: edellin@mail.ru
Узнать больше о беларуской гусельной музыке
можно на сайте группы средневековой беларуской музыки
Стары Ольса: staryolsa.com.


Hosted by uCoz